Открыта новая сверхновая SN 2017eaw

19.05.17
Открыта новая сверхновая SN 2017eaw
13 мая 2017 года преподаватель факультета физики и астрономии Университета штата Юта Патрик Виггинс обнаружил в звёздном небе кое-что необычное. Он наблюдал за Галактикой Фейерверк (NGC 6946) в созвездии Лебедя на расстоянии 22 миллионов световых лет от Земли. Он заметил яркую точку, которую раньше не видел. После сравнения кадра с более ранними фотографиями той же самой галактики астроном понял, что наблюдает взрыв звезды. Он открыл сверхновую. На следующий день открытие подтвердили два эксперта – Субо Донг из Пекинского университета и Кшиштоф Станек из Университета штата Огайо. Новый объект получил обозначение SN 2017eaw. Превращение звезды в сверхновую – это одно из самых заметных и впечатляющих космических событий. Массивная звезда схлопывается с гигантским взрывом, по яркости превышающим целые галактики. Есть два варианта взрыва сверхновых. Первый – когда у небольшой звезды заканчивается её термоядерное топливо, и гравитация, притягивающая внешние слои звезды к ядру, становится сильнее, чем давление излучения в ядре. То же самое происходит, когда звезда захватывает большой объем вещества от звезды-компаньона в двойной системе – сила притяжения резко увеличивается. В результате под действием гравитации звезда резко сжимается, разогревается и взрывается – этот процесс называется сверхновой I типа. Сверхновая II типа – это взрыв массивной звезды во много раз тяжелее Солнца, у которой также заканчивается термоядерное топливо и гравитация "побеждает" давление излучения. Сверхновые обоих типов – это удивительно яркие объекты, существующие очень короткое по космическим меркам время. Даже если они находятся в соседних галактиках, их можно наблюдать в профессиональные и любительские телескопы в течение нескольких месяцев, пока энергия взрыва не закончится и они не начнут затухать. Объект SN 2017eaw был классифицирован как сверхновая II типа. Это уже третья сверхновая. открытая Патриком Виггинсом – в 2015 году он открыл объект SN 2015Q в галактике NGC 3888 в созвездии Большой Медведицы, а в 2014 году одновременно с японским астрономом Коиши Итагаки обнаружил сверхновую SN 2014G. Кроме того, Виггинсу принадлежит первенство открытия целого набора космических объектов, в том числе астероида, названного по его запросу Univofutah в честь Университета штата Юта (Univ. of Utah). Открытия Виггинса принесли ему много наград, в том числе высшую награду NASA – медаль «За выдающуюся общественную службу». Источник phys.org