Исследователи космоса

Сергей Павлович Королев
Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, был основоположником практической космонавтики. Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей Союз Советских Социалистических Республик передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса. После Второй Мировой Войны занимался разработкой баллистических ракет, на основе которых были созданы космические ракетоносители. Под руководством Сергея Павловича 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Запуск спутника высоко поднял международный авторитет СССР как страны передовой науки и техники. Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разработаны и выведены в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году созданы и запущены три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, впервые зарегистрировав Солнечный ветер, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпелы Советского Союза, «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года Сергей Королёв снова поразил мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализовал первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите. Полет длился 108 минут. Вслед за первым полётом Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. В 1959 году команда Королёва начала разработку сверхтяжёлой межпланетной ракеты с кодовым названием ТМК — Тяжёлый межпланетный корабль. Ракета должна была выводиться ракетой-носителем сверхтяжёлого класса Н-1. Хотя данная инициатива не получила одобрения со стороны Кремля, это ещё не было концом программы по посылке людей на Марс. Идеи исследований других планет с помощью пилотируемых станций продолжали развиваться и набирали всё большую поддержку в среде учёных и инженеров космических программ. Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой Долговременной орбитальной станции. Её прообразом явился космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Королев не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
Юрий Васильевич Кондратюк
Ученый-самоучка, пионер космонавтики, разработал траекторию полета с Земли на Луну и написал книгу «Завоевание межпланетных пространств». В Америке его имя можно найти в Международном зале космической славы музея истории космоса, а «трассой Кондратюка» названа траектория, по которой американцы долетели до спутника Земли. В 1929 году исследователь закончил книгу «Завоевание межпланетных пространств», над которой работал почти 13 лет. Кондратюк издал книгу за свой счёт и отправил Циолковскому. В ответ от него Юрий получил поздравления и книгу с подписью учёного. Современные историки и учёные, сравнивая их труды, делают выводы, что они мыслили в одном направлении, но пути реализации своих идей видели по-разному. Так, Кондратюк описывает ракету и сравнивает её с зонтиком, представляя, что каждая его часть является ступенью ракеты, а Циолковский говорит о поезде с вагонами. Ещё одна важная мысль, которую озвучивает Кондратюк, касается пребывания человека в космосе. Он догадывается, что человек не выживет в невесомости без скафандра и первым в мире вводит этот термин, описывает его. Много пишет Кондратюк о горизонтальном положении для космонавта в полёте, указывая, что это поможет справиться с перегрузками. Есть в его книге и ещё множество идей, которые были воплощены в жизнь десятки лет спустя.
Константин Эдуардович Циолковский
Ученый-самоучка, пионер космонавтики, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса. Ученый за свою жизнь опубликовал 148 работ, большей частью статей и небольших брошюр. Циолковский стоял у истоков зарождения теоретической космонавтики, первым нашел обоснование для применения ракет в космических полетах, доказал необходимость использования так называемых «ракетных поездов», которые были прототипом современных многоступенчатых ракет. 10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, которая сегодня носит его имя. Она связывает четыре параметра: скорость ракеты в любой момент времени, скорость истечения продуктов сгорания из сопла, массу ракеты и массу взрывных веществ. Значение этой формулы для инженера-ракетчика трудно переоценить. Допустим, необходимо запустить спутник на околоземную орбиту. Значит, скорость ракеты после исчерпания топлива должна равняться первой космической скорости. Скорость истечения для каждого вещества индивидуальна. Располагая этими двумя величинами, можно перебирать соотношения масс топлива и ракеты, добиваясь оптимального. Калужский ученый установил, что межпланетные полёты вполне возможны, если в качестве топлива применять смесь из нефти и жидкого кислорода — эти компоненты в его время добывать и использовать уже умели. Циолковскому понадобилось время, чтобы осмыслить своё открытие и изложить его в виде статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая была опубликована в мае 1903 года. В статье он приводил описание простейшей ракеты с двигателем на жидком топливе, которая могла бы доставить человека до Луны и дальше. Позже Циолковский написал вторую часть работы, которая увидела свет через восемь лет в журнале «Вестник воздухоплавания». В ней он привёл свои расчёты, связанные с преодолением силы земного тяготения и временем полёта к соседним планетам; здесь же выдвинул идею автономной системы жизнеобеспечения для космических кораблей.